Квадрокоптер своими руками. Руководство по сборке FPV квадрокоптера.

Собираем квадрокоптер своими руками (FPV). FrogII + Mamba F405

Привет! Давно хотел написать подобную статью с максимально подробной инструкцией как собрать квадрокоптер своими руками. Но сразу скажу, что цена такого квадрокоптера выйдет около 11 тысяч рублей. Это без учета стоимости FPV шлема, аккумуляторов, радиоаппаратуры и зарядного устройства. А полный комплект обойдется вам в примерно 21000 рублей. Подробнее о стоимости квадрокоптера можно, например, почитать здесь и здесь (окончание статьи с итогами). Сборка получилась весьма интересной, шустрой и крепкой. В общем, на текущий момент это мой любимый квадрокоптер.

Краткий обзор комплектующих.

Рама — Transtec Frog Lite II (Купить можно здесь(Aliexpress)

Моторы — Aokfly DR2205 2500kv (Покупаем здесь (Aliexpress)

Полетный контроллер Mamba F405 mini MK2 в стэке с регулятором ESC 4-в-1 (Покупал здесь (Aliexpress)

FPV камера — Foxeer Predator 4

Видеопередатчик — Foxeer Clear/ClearTX2

Приемник радиоаппаратуры Flysky FS-IA6B, модернизированный (добавлены каналы, уменьшен размер и добавлена функция RSSI). О том, как это сделать описано в статье про RSSI. Но я сразу вам рекомендую облегчить задачу и заказать себе что-нибудь миниатюрное типа Fli14 и будет вам счастье.

Ну вот, все основное перечислил, теперь переходим к описанию сборки квадрокоптера. Вперед!!!

Сборка рамы.

квадрокоптер своими руками

Вот так выглядит рама нашего будущего квадрокоптера в разобранном виде (слева расположена карма квадрокоптера). Во-первых, вы должны зафиксировать все 4 луча квадрокоптера между двумя центральными пластинами. Сделайте это с помощью 8 винтов из комплекта. 4 самых близких винта проденьте шляпкой вниз и затяните обычной гайкой (капните немного синего фиксатора на резьбовое соединение), 2 крайних правых и два крайних левых (на рисунке это нижние и верхние) — шляпкой вверх и затяните гайками с пластмассовыми втулками. Этим гайкам фиксатор не нужен.

Установка моторов на раму.

сборка квадрокоптера своими руками

Теперь надеваем защиту на лучи и распределяем моторы квадрокоптера по направлению вращения. CW — моторы с вращением по часовой стрелке, CCW — против часовой. Провода должны смотреть в сторону центра квадрокоптера вдоль лучей. Классическая схема, по которой должны вращаться моторы, указана на рисунке. Но так как мы с вами собираем квадрокоптер своими руками, то вы можете выбрать абсолютно противоположный вариант. В общем, это потом легко настраивается.

Прикручиваем их, но не забываем капать фиксатор резьбы на соединения. Винты крепления нужны с длиной резьбовой части 7 мм. Этот квадрокоптер имеет толщину лучей 4 мм, плюс защита торцов 1 мм, плюс 2 мм само соединение. Итого 7 мм.

Главное не переборщите с длиной и перед затягиванием убедитесь в том, что винт не повредит обмотку мотора.

Установка регулятора оборотов 4-в-1.

квадрокоптер своими руками

квадрокоптер Frog пайка

Чтобы правильно сориентировать регулятор оборотов, достаточно глянуть на обозначения номеров моторов на углах платы и надеть плату на 4 центральных винта. Контакты +/- должны оказаться сзади. Зафиксируйте плату нейлоновыми стойками, идущими в комплекте со стеком Mamba F405. Далее уже приступаем непосредственно к пайке компонентов.

Прежде чем паять моторы к регулятору, отмеряем длину проводов до ближайших 3 контактов (относительно каждого мотора/луча) с небольшим запасом, отрезаем. Зачищаем провод где то на 3 мм, лудим. Лудим все контакты на плате регулятора. Дальше припаиваем провода от моторов также как на рисунке. Провода от моторов припаиваются к трем соответствующим этому мотору площадкам в любом порядке.

регулятор оборотов 4 в 1 для квадрокоптера

К контактам +/- припаиваем коннектор XT-60 как показано на рисунке. На этом можно считать работу с силовой частью квадрокоптера завершенной.

Теперь пришло время снабдить наш квадрокоптер глазами, ушами и мозгом.

 

 

 

 

Подключение FPV системы, приемника и пищалки к полетному контроллеру квадрокоптера.

Подключение FPV камеры.

Все FPV камеры, так или иначе, практически не отличаются друг от друга способом подключения к полетному контроллеру. схема подключения к полетному контроллеру Mamba F405 mkII Чаще всего из камеры выходят 3 провода: черный — минус питания камеры (земля), красный — плюс питания камеры, желтый — видеосигнал. Теперь давайте разберем наш случай: камера Foxeer Predator 4 поддерживает напряжение питания 5-40 вольт. Наш полетный контроллер имеет на борту преобразователь напряжения на 5 и на 9 вольт. Например, будем использовать 9 вольт. Все контакты на плате Mamba F405 удобно распределены по группам для того, чтобы было легче паять (смотрите картинку). Хочу отметить, что я прежде всего припаиваю всю периферию, а уже потом устанавливаю плату на нейлоновые стойки. Делаю я так для правильной пайки. То есть, другими словами, провода продеваем в отверстия снизу, а припаиваем сверху, а не как многие блогеры, суют провод в отверстие и тут же жарят изоляцию. Дальше на фото будет видно, что я имею ввиду.

Вот мы присоединили камеру, теперь полетный контроллер уже умеет принимать сигнал от нее и накладывать различную информацию на картинку (OSD-on screen display), но еще не умеет передавать изображение в FPV очки или шлем. Для этого нужен видеопередатчик.

Подключение видеопередатчика.

Выбранный мной передатчик Foxeer Clear/ClearTX2 имеет шесть контактов. подключение видеопередатчика к полетному контроллеру мамба

Красный — плюс питания передатчика, черный — минус питания, зеленый — SmartAudio (позволяет управлять мощностью с пульта радиоаппаратуры), желтый — вход видеосигнала из ПК после наложения на него информации (OSD). Есть еще черный и белый провода для питания камеры, но нам они в этой сборке не нужны. Обрезаем коннектор со стороны ПК, зачищаем, лудим провода и припаиваем согласно рисунку. Все провода желательно скручивать для того, чтобы уменьшить воздействие помех от регулятора оборотов.

Едем дальше…

Подключение приемника Flysky FS-iA6b по протоколу i-bus.

Изначально приемник Flysky FS-IA6B имеет несколько способов подключения, но мы остановимся именно на i-bus, так как это наиболее быстрый способ передачи данных от передатчика к ПК. Подключается приемник тремя проводами: красный — плюс питания обязательно 5 Вольт, черный — земля и i-bus. На полетном контроллере нет контакта i-bus, а есть s-bus. К нему мы его и подключим, но не пугайтесь, все будет работать. Использованный мной приемник можно дополнительно прошить на 14 каналов и уменьшить его размер за счет удаления корпуса и контактной платы вот до таких размеров… Я думаю, что к тому моменту, когда вы читаете данный текст, на сайте уже есть статья о том, как это сделать. Воспользуйтесь поиском по сайту со словом «RSSI».

Ну, вот мы и подобрались к моменту компоновки всех деталей нашего самодельного квадрокоптера.

Окончательная сборка квадрокоптера.

Буду приводить картинки и прокомментирую все дальнейшие действия, я думаю, что все будет понятно.

  1. Воспользуйтесь изолентой или стяжками для того, чтобы провода, идущие к моторам, были зафиксированы на лучах.
  2. Соберите «башню» квадрокоптера и установите в нее камеру. В комплекте к камере есть все крепления.
  3. Облегченный приемник радиоаппаратуры устанавливаем на стяжки под «башню», видеопередатчик на нее, или все наоборот. Возможно, у вас получится лучше скомпоновать их. Можно творчески подойти к этому моменту.
  4. Устанавливаем полетный контроллер на стойки в соответствии с направлением стрелки. Соединяем шлейфом ПК и регулятор оборотов 4 в 1.
  5. Устанавливаем «башню» на раму. На первое время прикрутите ее винтами без фиксатора резьбы. После того, как мы убедимся, что квадрокоптер своими руками полностью работоспособен, можно будет перекрутить их с фиксатором.
  6. Антенны радиоаппаратуры крепите вдоль передних двух лучей. Многие FPVшники мне сейчас плюнут в лицо, но я не заметил каких то проблем с радиосвязью аппаратуры до 300-400 метров. Ведь мы с вами используем бюджетную аппаратуру Flysky и ждать от нее большего не имеет смысла.
  7. Прикрепите buzzer (пищалку) к лучу, но оставьте отверстие в нем открытым и снимите наклейку. Всё.

Теперь несколько слов о недостатках этой сборки и о том, как я вышел из данной ситуации. Главный недостаток — это размер приемника! (мне просто надо было его куда то пристроить). В самом начале статьи я рекомендовал вам выбрать миниатюрный приемник. Но даже с такими его размерами, я постарался не испортить внешний вид квадрокоптера. Я спроектировал и распечатал на 3д принтере крышку (скачать stl файл), под которую спрятал видеопередатчик. Кроме того, удобно закрепил антенну на ней. По-моему получилось неплохо… квадрокоптер на полетном контроллере Mamba

Прошивка и настройка самодельного квадрокоптера.

Ну вот, мы своими руками собрали квадрокоптер, осталось его настроить.

Первым делом устанавливаем необходимые приложения: Betaflight Configurator и BLHeli Configurator. Первый нужен для прошивки и настройки полетного контроллера, а второй для настройки регулятора оборотов. Оба конфигуратора можно установить двумя способами: Во-первых, если у вас браузер Chrome, то их можно установить в качестве расширений для него. Во-вторых, можно установить их как отдельные приложения. Ссылки ниже:

BLHeli configurator — браузерное расширение, BLHeli configurator — отдельное приложение.

Betaflight Configurator — браузерное расширение, Betaflight Configurator — отдельное приложение.

Прошивка.
  • Запускаем Betaflight Configurator (полетный контроллер пока не подключаем). На начальной странице видим список драйверов, которые необходимо установить. Устанавливаем все.настрой квадрокоптер своими руками
  • Теперь можно обновить прошивку полетного контроллера. Закрываем Betaflight, зажимаем кнопочку boot на полетном контроллере и держим, снова запускаем Betaflight, отпускаем кнопочку boot.Прошивка полетного контроллера Mamba F405Прежде всего вы должны убедиться в том, что установлен режим DFU (маркер 1 на картинке). Если этого не произошло, попробуйте повторить предыдущие шаги. Также проблемы могут возникнуть из-за криво установленных драйверов. Эту проблему можно решить очень полезной утилитой. Запустите ее от имени администратора, и она все сделает за вас. После этого, попробуйте снова.
  • Далее, переходите на вкладку программатор.
  • Из выпадающего списка выберите полетный контроллер Fury4OSD (DIAT) .
  • В следующем выпадающем списке выберите последнюю стабильную версию прошивки.
  • Нажмите на ползунок «полное стирание чипа».
  • При подключенном интернете нажмите кнопку «Загрузить прошивку (Online)». Дождитесь загрузки прошивки. После этого кнопка «Загрузить прошивку» станет активной.загрузчик Betaflight. Квадрокоптер своими руками
  • Нажимаем кнопку «Загрузить прошивку» и дожидаемся окончания ее заливки в полетный контроллер (ПК). Всё.
  • Отключаем ПК. Подсоединяем снова, но уже без зажатой кнопки boot. ПК должен мигать разноцветными светодиодами.
Настроим квадрокоптер своими руками.
  • Жмем кнопку «Подключить». Вверху окна включаем режим эксперта. Переходим на вкладку «система», устанавливаем квадрокоптер на горизонтальную плоскость и нажимаем «Калибровать Акселерометр». Можете покрутить теперь квадрокоптер своими руками, и вы увидите как реагирует картинка на экране. На этой вкладке закончили.
    Калибровка акселерометра квадрокоптера
  • Идем на вкладку «порты». Делаем все как на картинке. Сохраняем и перезагружаем. Подключаем снова.Настройка портов полетного контроллера Mamba
  • Повторите все настройки, представленные на следующих нескольких картинках .Но не забывайте сохранять и перезагружать. Настройки конфигурации полетного контроллера. Квадрокоптер своими рукамиКвадрокоптер своими руками. КонфигурированиеНастройки Betaflight,. Квадрокоптер своими руками
  • На вкладке PID настройки оставьте значения по умолчанию. Квадрокоптер с ними ведет себя нормально. Впоследствии вы всегда можете углубиться в эту довольно сложную тему. На просторах рунета есть много статей про настройку PID регулятора.
  • Теперь мы с вами подобрались к проверке корректности вращения моторов квадрокоптера. Настройка моторов квадрокоптераМоторы уже могут вращаться. Но нужно убедиться в том, что они все крутятся в нужную нам сторону. Во-первых, снимите пропеллеры, если они установлены, или просто отвинтите фиксирующие гайки. И, вообще, желательно все настройки производить в таком состоянии. Установленные пропеллеры — это риск нанести себе травму! Во-вторых, подсоедините аккумулятор к квадрокоптеру. Дальше переходим на вкладку «Моторы» конфигуратора Betaflight. Теперь включаем ползунок под маркером 2 на картинке.  В блоке под маркером 3 указано правильное направление вращение для каждого из моторов.
  • Переходим к блоку 4. Сначала плавно поднимаем ползунок возле мотора №1 и смотрим, куда он вращается. Если по часовой стрелке, тогда все хорошо, переводим ползунок вниз. Точно так же проверяем все оставшиеся моторы и выписываем те из них, которые вращаются в противоположную от нужной стороны. Выписали? Идем дальше.
Изменение направления вращения моторов квадрокоптера.
  • Закрываем Betaflight.
  • Открываем BLHeli Configurator. BLHeli configurator. Квадрокоптер своими руками
  • Подключаем ПК к компьютеру и жмем Connect (аккумулятор должен быть присоединен к квадрокоптеру)
  • Нажимаем Read Setup, должна появиться вот такая информация
  • Esc 1, Esc 2 и так далее соответствуют номерам наших моторов 1,2,3 и 4. Например, нам надо изменить направление вращения мотора №1. В выпадающем списке Motor Direction меняем значение Normal на Reversed. Теперь мотор будет крутиться в противоположную сторону. Точно так же делаем для всех моторов, которым надо изменить направление вращения.
  • Жмем Write Setup. Закрываем BLHeli Configurator. В общем, вы еще раз можете проверить, все ли вы правильно сделали, в Betaflight.
Настройка радиоаппаратуры Flysky.

Настройка радиоаппаратуры сводится к трем моментам. Во-первых, это реверс основных каналов (Roll, Pitch, Yaw, Throttle). Но только если потребуется.Радиоаппаратура Flysky. Квадрокоптер своими руками Во-вторых, это переназначение дополнительных (AUX) каналов. В-третьих, это настройка Failsafe. Запомните немаловажную информацию: в аппаратуре Flysky I6 сохранение любых измененных настроек происходит не кнопочкой «Ok», а длительным нажатием кнопки CANCEL!!!

Как проверить, требуется ли делать реверс основных каналов в аппаратуре?

Подключаем ПК к компьютеру, запускаем Betaflight, подсоединяем аккумулятор. Заходим на вкладку «Приемник». Двигаем стиками на аппаратуре и наблюдаем, как ведет себя изображение квадрокоптера на экране при повороте стиков в ту или иную стороны. Например, при повороте стика Yaw вправо, квадрокоптер должен вращаться вправо, и, наоборот. Точно так же необходимо проверить все органы управления, особенно Throttle (Газ). Если какой-либо канал работает не так как надо, тогда необходимо сделать реверс в самой аппаратуре. 

Как вы можете видеть, в моем случае ничего менять не пришлось. На этом этапе будьте аккуратны и не включите реверс третьего канала (газ). Это может привести к тому, что при включении квадрокоптера он даст газ на полную!

AUX каналы.

Под AUX каналами в радиоаппаратуре подразумевают всякие дополнительные тумблеры и крутилки, которые используют для включения различных функций, а также управляют полетными режимами квадрокоптера. У нашего приемника Flysky FS-iA6b 6 каналов. Но всего 2 дополнительных. Допустим, что у нас один дополнительный канал будет отвечать за включение пищалки (крайний левый тумблер), а второй (трехпозиционный переключатель) — за изменение полетного режима. В аппаратуре это делается так:

Здесь я тумблер пищалки (SwA) переназначил на 6 канал (AUX 2), а трехпозиционный переключатель (SwC) установил на 5 канал (AUX 1).

Теперь идем в Betaflight и делаем все точно также, как указано на картинке (чтобы ползунки стали активными нужно нажать на кнопку «Добавить диапазон» и выбрать соответствующий канал AUX). Квадрокоптер своими руками. Полетные режимы

Таким образом, при включении левого тумблера, будет звучать сигнал зуммера. Это полезная функция, которая помогает искать квадрокоптер в траве, если тот, например, упал.

Трехпозиционный переключатель позволит нам выбрать полетный режим: выключенное состояние — Disarm (моторы остановлены), вторая позиция — Arm (Моторы вращаются) и Angle (режим стабилизации), третья позиция — Arm и Acro (акробатический режим). Про режимы я советую вам почитать статьи на просторах рунета, в рамках этой статьи невозможно передать всю информацию по этой теме.

Настройки Failsafe. Квадрокоптер своими руками.

Failsafe — это очень важная функция, миссия которой, сохранить квадрокоптер, сделанный своими руками, в случае потери связи от радиоаппаратуры, а также чужое имущество.

На стороне аппаратуры мы должны настроить Failsafe хотя бы на одном канале. Рекомендую 3 (газ):

На стороне полетного контроллера делаем точно так же, как на картинке: FPV квадрокоптер своими руками. Настройки Failsafe

Работает функция по следующему алгоритму. Например, потеряна связь, квадрокоптер на 3 секунды включает режим стабилизации, тем самым выпрямляет его, затем отключает моторы и включает зуммер (пищалку). Не игнорируйте эту настройку. А еще лучше не выходите в поле, пока не проверили работу функции дома без пропеллеров.

Настройка OSD

На этой вкладке мы долго задерживаться не будем, так как, настройка OSD — это личные предпочтения каждого пилота. FPV квадрокоптер своими руками. Настройка OSD

Здесь вы смело можете экспериментировать с той информацией, которую хотите видеть на экране вашего FPV шлема или очков (ставя или убирая галочки), а также с месторасположением их на картинке (просто передвигая надписи). Обычно самым важной информацией для FPV пилота квадрокоптера является израсходованная емкость аккумулятора. Зная ее, вы вовремя посадите свой квадрокоптер и сохраните и его и недешевые аккумуляторы.

Вот вроде бы и все. Перед первым запуском квадрокоптера с установленными пропеллерами, еще раз проверьте следующие моменты:

Во-первых, корректность работы каналов (особенно газа!)

Во-вторых, Failsafe! Для этого достаточно отключить аппаратуру, и посмотреть, работает ли квадрокоптер по нашему сценарию.

В-третьих, я мог, что-то упустить из виду и не описать в статье какую-нибудь мелочь. Пишите комментарии, я постараюсь быстро ответить.

UPD: Как настроить датчик тока на полетном контроллере квадрокоптера? Читайте здесь.

 

 

 

 

Поделиться ссылкой:

Также может быть интересно...

8 комментариев

  1. Евгений:

    Здравствуйте! А можно на этот квадрокоптер GPS добавить?

    • admin:

      Добрый день! В принципе да. Есть свободный UART6. Можно подцепиться к нему. И компас тоже можно пристроить. Понадобятся контакты на полетном контроллере: RX6, TX6,+5V,GND,SCL и SDA. Потом все настроить на вкладке «Порты» в конфигураторе.

  2. Ярослав:

    Какого размера нужны пропеллеры?

  3. admin:

    После достаточно продолжительного использования могу сказать, что сетап очень удачный, шустрый, маневренный, энергоэффективный. Летом аккумы 1500 maH позволяют летать до 10 минут.

  4. Антон:

    Подскажите, пожалуйста, правильно ли я понимаю, что если ставить приемник flysky (через uart), то не получится использовать штатный датчик тока и надо ставить каким-то образом еще дополнительный? или я неправильно понимаю?

    Сейчас у меня все работает, но данных с датчика тока нет 🙁

    • Антон:

      UPD: приемник у меня подключен к uart6, а не к Sbus… видимо поэтому датчик тока не показывает данные

    • Антон:

      UPD: перепаял приемник на пин sbus (uart1) но датчик тока все-равно показывает какую-то фигню в данный момент показывает 79А.

      И еще вопрос в догонку, процессор даже при подключении по usb греется прям значительно до 100 и выше градусов, это нормальное поведение или что-то не так? какая максимальная может быть температура процессора?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *